Н.Н.Мамонтова - Программа курса "Русское декоративно-прикладное искусство XI –XX веков"

ISKUNSTvo

[Материалы для студентов-искусствоведов]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Н.Н.Мамонтова

 

Программа курса "Русское декоративно-прикладное искусство XI –XX веков".

           

Введение.

Место декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре. Изучение истории декоративно-прикладного искусства в сфере искусствознания, археологии, этнографии.

Декоративно-прикладное искусство и предметная среда. Специфика декоративно-прикладного искусства, соединение художественного и функционального (утилитарного) начал в произведениях. Связь декоративных форм и приемов с формой и функцией предметов. Выражение характера природного материала и раскрытие его эстетического потенциала как определяющее свойство произведений декоративно-прикладного искусства. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественная обработка дерева, металла, камня, кости, керамика, стекло. Художественный текстиль, ткачество, набойка, вышивка, кружевоплетение, ковроделие, костюм,  архитектурно-декоративные формы. Традиционная типология предметных комплексов. Классификация произведений декоративно-прикладного искусства по материалу, по технике изготовления и декорирования, по группам предметов. Приемы описания и анализа произведений декоративно-прикладного искусства.

Отражение процесса развития национальных форм культуры в истории декоративно-прикладного искусства. Традиционная культура, крестьянские ремесла и промыслы. «Народное искусство» как понятие.

Типы художественных производств. Исторические разновидности художественного ремесла. Художественная промышленность. Профессиональное декоративно-прикладное искусство; проблема авторства.

Стиль в декоративно-прикладном искусстве. Синтез искусств, различные типы художественных комплексов. Искусство оформления интерьера, характер связей декоративно-прикладного искусства с архитектурой, живописью, скульптурой. Социальная и сословная природа декоративно-прикладного искусства.

 

 Декоративно-прикладное искусство домонгольской Руси

Культура восточных славян и ранние этнические формы материальной культуры и бытового уклада. Сложение предметных комплексов, определяющих структуру художественных ремесел (одежда, орудия труда, бытовая утварь, оружие и доспехи, конский убор, ритуально-магические и празднично-обрядовые предметы, архитектурно-декоративные формы). Освоение эстетики природных материалов: металла, камня, глины, дерева, кости. Развитие геометрического орнамента, изобразительные формы. Обработка металла (серебра, бронзы), ковка и литье. Типы и формы изделий из металла. Полихромные выемчатые эмали на бронзе. Гончарство, техника лепки и декорирования. Ручной гончарный круг. Геометрический орнамент в керамике, металле, резьбе и гравировке по кости. 

Соприкосновение восточнославянской культуры со скифо-сарматскими, финно-угорскими племенами. Контакты со скандинавской и византийской культурами. Влияние византийских изделий V-VIII вв. на художественное ремесло славян. Усложнение структуры художественного ремесла в VIII-X вв.

Сохранение самобытных черт славянской культуры в искусстве средневековой Руси. Восточнославянское художественное наследство в народной культуре XVIII-XIX веков.

Художественные ремесла Киевской Руси. Городское и сельское ремесло. Воздействие византийского искусства, ввоз изделий и приток мастеров. Появление новых художественных материалов, орнаментально-декоративных форм и художественных образов, усложнение техник (резьба по камню и кости, шитье, ювелирное искусство, стеклоделие, керамика). Процесс "обрусения" византийских традиций. Романские влияния в художественном ремесле Руси.

 Комплекс храмового убранства, появление монументальных форм искусства (мозаика, резьба по камню, медное и бронзовое литье и др.).

Художественная обработка металла. Ковка и литье из золота, серебра, бронзы, меди. Широкое разнообразие декоративных техник (чеканка, гравировка, резьба, эмаль, зернь, скань, чернь). Перегородчатая эмаль по золоту как высшее достижение киевских ювелиров. Типы изделий религиозного и светского назначения. Клады как источник материалов по истории златокузнечества.

Резьба по камню. Плоский рельеф. Мелкая пластика и архитектурно-декоративные формы.

Керамика. Распространение ручного гончарного круга, введение высокотемпературного горнового обжига. Использование цветных глазурей в гончарных изделиях и в архитектурной керамике.

Стеклоделие. Появление первых мастерских, изготовление мозаичной смальты и простых украшений.

Искусство лицевого шитья, основные типы произведений, техника исполнения и материалы. Влияние византийских и восточных узорных тканей на искусство орнаментального шитья, их роль в парадной одежде и церковном убранстве. Монеты и книжная миниатюра как источники представлений о формах мебели и костюма эпохи Киевской Руси.

Сложение центров художественного ремесла в Чернигове, Полоцке, Смоленске, Рязани, Новгороде в XI-XII в. Подъем местных школ домонгольского искусства в связи с распадом Киевского государства.

Художественное ремесло Владимиро-Суздальского княжества; сложение местных особенностей. Культурные связи с Востоком, Византией, Западной Европой. Соединение художественного ремесла с архитектурой. Резьба по белому камню; рельефы и прикладное искусство. Развитие ковки, чеканки, литья. Техника "огневого золочения". Соединение декоративно-орнаментального и монументального начал в различных видах искусства. Формирование стилизованного растительного орнамента.

Художественное ремесло Новгорода. Эмаль, чеканка, резьба по дереву, камню, кости. Плетеный орнамент в новгородском ремесле. Тератологический стиль в резьбе по камню и дереву. Сокровища ризницы новгородского Софийского собора. Памятники золотого и серебряного дела XI-XII в. и новгородской школы древнерусского шитья. Черты монументального стиля в памятниках декоративно-прикладного искусства.

 

 Декоративно-прикладное искусство Московского государства в XIV-XVI в.

Упадок центров художественного ремесла Руси XIII-XIV в. Снижение уровня технологии и мастерства. Владимир и Новгород – центры сохранения киевских художественных традиций. Подъем в искусстве Москвы во 2 половине XIV в. Оклады икон и книг, литургическая утварь. Техники ювелирного дела: чернь по серебру, скань, чеканка и серебряное литье, басменное тиснение. Влияние искусства Востока в художественной обработке металла. Мастерские митрополита Фотия и новые тенденции в художественном ремесле первой трети XV в. Лицевое шитье Москвы и Новгорода; "живописный" стиль.

Искусство скани в середине XV века, мастер Иван Фомин. Возникновение мастерских художественного ремесла в Троице-Сергиевом монастыре. Инок Амвросий и школа миниатюрной резьбы по дереву и кости.

Новгородское художественное ремесло при архиепископе Евфимии (лицевое шитье и ювелирное искусство).

Резьба по дереву (резные иконы и кресты, произведения круглой скульптуры, церковная утварь и храмовое убранство). Миниатюрная резьба по дереву и кости. Керамика: распространение ножного гончарного круга, появление новых типов красноглиняной посуды. Техника лощения.

Искусство времени Ивана III. Обогащение столичной школы ремесла особенностями местных школ в связи с присоединением Ярославля, Новгорода, Твери. Приглашение западноевропейских мастеров. Расцвет лицевого шитья в конце XV в. Царские мастерские Софии Палеолог и Елены Волошанки.     

Искусство XVI века. Первые сведения о царских мастерских в Кремле. Сложение общих стилевых тенденций во всех видах декоративно-прикладного искусства Москвы 2 половины XVI  в. Влияние восточного искусства, связанное с развитием внешней политики Руси. Свидетельства иностранных послов и путешественников о царском дворе.

Лицевое шитье. Мастерская Соломонии Сабуровой. Влияние иконописной школы Дионисия; усложнение композиций, разнообразие художественных и технических приемов. Развитие повествовательного начала в шитье.

Шитье середины и второй половины XVI в. Мастерские царицы Анастасии Романовны, княгини Ефросинии Старицкой, царицы Ирины Федоровны Годуновой

Ювелирное дело. Развитие чеканки и резьбы по серебру. Ведущее место скани в ювелирном искусстве. Развитие техники эмали по скани. Искусство черни по золоту. Влияние книжной миниатюры на декоративное искусство.

Серебряное дело Новгорода, Сольвычегодска, Вологды.

Резьба по дереву. Сложение церковного иконостаса и развитие сквозной и рельефной резьбы по дереву. Растительный («травный») орнамент; влияние  ювелирных изделий и узорных тканей.

Роспись по дереву, ее связь с развитием иконописи и книжного искусства. Области ее применения (внутреннее убранство, украшение иконостасов, мебели, церковной утвари, ларцов, сундуков, деревянной посуды).

Ажурная и рельефная резьба по кости.

Чернолощеная и мореная керамика. Применение ангоба и глазури. Появление архитектурной керамики. Красные печные изразцы и терракотовые  рельефы.

Литье и кузнечное дело. Московский Пушечный двор; мастер Андрей Чохов. Московское колокольное литье. Распространение медного литья.

Искусство времени Б. Годунова. "Годуновская" чернь по золоту. Лицевое шитье мастерской Ксении Годуновой. Развитие орнаментального шитья в литургических предметах и церковных облачениях.

Расширение связей между регионами, развитие общерусского рынка к концу века. Концентрация художественных сил Русского государства и сглаживание различий между местными школами.

 

Декоративно-прикладное искусство XVII века.

Художественное ремесло Москвы в начале XVII  в. Возобновление и укрепление деятельности ремесленных палат Оружейного приказа в конце 1620-х годов. Формирование профессиональной специализации мастеров, ремесленные специальности этого времени. Художественные мастерские Кремля как общерусский центр декоративно-прикладного искусства. Развитие единого национального стиля в декоративном искусстве. Влияние стилистики и орнамента западноевропейского барокко на искусство Москвы.

Развитие структуры художественных ремесел, совершенствование их технологии, расширение производства. Предпосылки к возникновению художественных промыслов в местах преимущественного развития ремесел. Формирование рынка художественных изделий. Местные художественные школы Ростова, Ярославля, Новгорода Великого, Нижнего Новгорода, Великого Устюга, Вологды. Мастерские Строгановых в Сольвычегодске.

Церковное искусство XVII века. Эволюция стиля окладов икон и Евангелий. Литургические предметы из драгоценных металлов. Развитие лицевого шитья, основные приемы и материалы. Мастерские лицевого шитья первой и второй половины XVII века (Е.Л.Стрешневой, А. И. Строгановой, царевны Софьи Алексеевны). Связь стиля шитья с иконописью и ювелирным искусством, техника «кованый шов». Орнаментальное шитье в церковных произведениях и в костюме. Ювелирные компоненты орнаментального и лицевого шитья. Комплексы царского парадного облачения.

Художественная обработка золота и серебра, произведения кремлевских мастеров Золотой и Серебряной палат.  Чеканка и ковка в монументально-декоративных произведениях.

Черты нового декоративного стиля в ювелирном искусстве.

Основные техники ювелирного искусства (эмаль, скань, чернь, чеканка), характер применения драгоценных камней. Расцвет художественной эмали, разнообразие техник и декоративных приемов (эмаль по литью и чеканке, выемчатые эмали, эмаль по скани). Влияние произведений стамбульских ювелирных мастерских. Сольвычегодские живописные эмали («усольские»), особенности их техники, художественные свойства, сюжетные и орнаментальные формы. Влияние усольских эмалей на искусство Москвы и других центров. Эволюция искусства черни в XVII веке.  

Развитие декоративного стиля во второй половине столетия. Влияние украинского и белорусского художественного ремесла. Расцвет пышного орнамента, полихромия, понятие «узорочья». Растительный («травный») орнамент в искусстве «московского барокко», в убранстве интерьеров, в резьбе и росписи по дереву и других видах декоративного искусства. Судьба геометрического орнамента.

Развитие предметных форм в посуде, украшениях, бытовых предметах. Типы и формы русской посуды из драгоценных металлов, братина и ковш. Привозная европейская и восточная посуда. Расширение конструктивно-пластических решений под влиянием западноевропейских произведений художественного ремесла.

Художественная обработка железа, олова, меди. Ковка и литье. Развитие меднолитейного дела. Декоративные приемы в колокольном и пушечном литье. Искусство ковки и ажурного литья в архитектурно-декоративных формах (шатер для церковных реликвий в Успенском соборе, "Золотая" решетка Теремного дворца). Оконные решетки. Изготовление бытовых предметов.

Керамика. Московская Гончарная слобода. Бытовая  керамика и глиняная игрушка. Архитектурная керамика. "Красные" и "муравленые" изразцы. Технология изготовления и декорирования, основные орнаментальные и сюжетные мотивы. Кирпичное строительство и роль изразцового декора.

Полихромные изразцы, способ изготовления, декоративные формы. Патриарх Никон и развитие "ценинного дела" в Новоиерусалимском монастыре, керамическое убранство Воскресенского собора. Артель белорусских мастеров, их работы в Москве (церковь Григория Неокесарийского на Полянке, Покровский собор в Измайлове, памятники Гончарной слободы). Изразцовое убранство Крутицкого терема.

Москва и Ярославль - основные центры изготовления и применения полихромных изразцов. Изразцовый убор ярославских храмов. Комплекс кирпичного и керамического декора. Возрождение архитектурно-декоративной резьбы по белому камню.

Резьба и роспись по дереву. Иконостасы 2 половины XVII века. Работы московских и ярославских резчиков. Украинско-белорусские влияния в "нарышкинском" барокко. "Белорусская резь сквозная" и мастер Карп Золотарев. Резное убранство церкви Покрова в Филях. Роспись и резьба по дереву в предметах убранства интерьера. Палата «резных и столярских дел» в Кремле. Внутреннее убранство богатого московского дома, интерьер кремлевских палат. Мебель, предметы обихода, ткани и ковры. Влияние мебели западного производства.

Искусство резьбы по кости. Москва и Холмогоры.

Стеклоделие. Сохранение традиций гутного украинского ("черкасского") стекла и его влияние на становление русского художественного стеклоделия в конце XVII– начале XVIII века. Царские стекольные заводы XVII века.. Работа Измайловского завода, качество стекла и характер изделий. Влияние венецианского стекла и традиций гутного украинского стекла на становление русского художественного стеклоделия.

Мужской и женский костюм, типы парадной и повседневной одежды, характер кроя, основные украшаемые детали. Парадные царские и церковные облачения как важная часть «московского барокко» XVII века. Влияние восточной одежды на русский костюм. Узорные восточные и западноевропейские ткани, основные формы и мотивы текстильного рисунка, их воздействие на искусство орнаментального шитья. Золото-серебряное кружево Многообразие приемов, материалов и аксессуаров в украшении одежды. Головные уборы и обувь. Влияние костюма  XVII века на народный костюм XVIII– начала XX веков.

 

Декоративно-прикладное искусство первой половины XVIII века

Отражение переломного характера петровской эпохи в декоративно-прикладном искусстве. Западноевропейские художественные влияния (Голландия, Англия, Франция, Италия). Процессы сложения сословного строя и упрочения светской культуры и их влияние на развитие декоративно-прикладного искусства. Многослойность декоративно-прикладного искусства, неравномерность развития его отдельных сфер. Сохранение и развитие традиционных направлений (провинциальная и народная культура, церковное искусство).

Совершенствование техники ремесленного и мануфактурного производства. Зарождение художественной промышленности (изготовление шпалер, художественного стекла, фаянса, гранение камня, производство шелка и сукна). Мануфактурное производство модных вещей, предметов роскоши. Открытие и разработка месторождений меди, олова, серебра, цветного камня, высококачественных глин.

Роль Академии наук в "процветании вольных художеств и мануфактур", отражение новых естественнонаучных  и технических интересов в декоративно-прикладном искусстве. Новые формы обучения и подготовки мастеров на художественных мануфактурах. Закрытие мастерских Оружейной палаты. Пенсионерство и его роль в развитии отдельных видов декоративно-прикладного искусства. Возникновение цеховых организаций ремесленников в России. Работа иностранных мастеров в разных областях декоративно-прикладного искусства.

Художественный стиль в декоративно-прикладном искусстве. Мода, ее воздействие на смену вкусов, изменение предметной среды. Появление новых типов предметов, обновление эстетических представлений в декоративно-прикладном искусстве. Тенденции синтеза искусств. Роль архитектуры, монументального искусства, графики и иллюстрированных изданий в развитии декоративно-прикладного искусства. Декоративные тенденции барочной культуры в оформлении празднеств, комплексах триумфальных ворот, садово-парковом искусстве.

Искусство оформления интерьера как особый вид художественной деятельности в творчестве архитекторов первой четверти XVIII века. Первые интерьерные работы и основные стилевые тенденции (барокко, рококо, классицизм). Новые типы помещений (кабинеты, парадные спальни, гостиные, «токарни», «картинные залы») и их предметное наполнение (Летний дворец, дворец А.Д.Меншикова, Большой Петергофский дворец, Монплезир). Работы французских мастеров. «Шинуазери» в интерьерах петровской эпохи.

Ансамблевое решение предметной среды. Возникновение проектной деятельности в области материальной культуры и декоративно-прикладного искусства.

Развитие мебельного дела. Новые типы и формы мебели, материалы и способы украшения. Влияние английской и голландской мебели. Барокко и рококо в мебели.

Резьба по дереву, ее роль в интерьере. Резные рельефы. Иконостас Петропавловского собора. Корабельная резьба и каретное дело.

Серебряное дело. Сохранение традиций XVII в. Создание цехов золотых и серебряных дел мастеров. Ювелирное искусство. Портретная миниатюра на эмали. Орденские знаки и «жалованные» персоны. Первые мастера живописной миниатюры – Григорий Мусикийский и Андрей Овсов.

Керамика и фаянс петровской эпохи. Голландские изразцы в интерьере. Расширение импорта фаянсовых изделий из Англии и Голландии. Первая частная мануфактура А. Гребенщикова в Москве, появление отечественного тонкого фаянса.

Увеличение потребления стекла, основание стекольных заводов в Ямбурге и Жабино под Петербургом. Зеркала и осветительные приборы. Формирование стиля парадной дворцовой посуды с матовой гравировкой. Первая частная стекольная и хрустальная фабрика Мальцова в Можайском уезде.

Резьба по камню и гранение драгоценного камня. Основание первых гранильных фабрики в Петергофе и в Екатеринбурге. Резьба по кости. Основные техники резьбы, стилистические приемы. Традиции Холмогор. Появление токарных станков, изменение форм изделий. Петровская токарня и А. Нартов. Влияние гравюры и иллюстрированной книги на резьбу по кости. Основание Тульского оружейного завода, развитие искусства художественной обработки стали в декоративных изделиях.

Типология костюма. Смена средневекового платья на костюм европейского образца. Установление Петром правил ношения и типов дворянского платья. Введение уставной одежды и униформы для армии и флота, для чиновников. Появление новых мануфактур в связи с изменениями в костюме. Замена восточных тканей на западноевропейские. Образцы мужского костюма из гардероба Петра I.

Основание Петербургской шпалерной мануфактуры. Обучение русских мастеров.

Декоративно-прикладное искусство эпохи Анны Иоанновны. Художественное серебро. Основание казенного стекольного завода на Фонтанке в Петербурге. Деятельность шпалерной мануфактуры. Стиль шпалер и применение в интерьере. Л.Каравак и его проекты в области декоративного искусства.

Оживление в художественной культуре в царствование Елизаветы Петровны. Преобладание французских влияний. Барокко и рококо в русском искусстве. Рококо в интерьере, костюме, ювелирном искусстве, садово-парковом искусстве. Синтез архитектуры и декоративно-прикладного искусства в интерьерах барокко и рококо. Работы В.В.Растрелли и А.Ринальди в области интерьера. Декоративные материалы и приемы отделки интерьеров. Типы мебели барокко и рококо. Ткани в интерьере. Осветительные приборы. Ансамбль в различных видах декоративно-прикладного искусства середины и второй половины века.

Серебряное дело. Утверждение стилистики барокко. Монументально-декоративные произведения. Большие парадные сервизы. Изменение форм предметов, новые типы посуды для новых продуктов. Ювелирное искусство. Деятельность придворных мастеров. Стиль рококо в ювелирном искусстве. Типы женских украшений. Цветной камень в ювелирном искусстве.

Костюм, его образ, тип кроя, материалы, аксессуары, характер отделки. Влияние французской моды. Барокко и рококо в женском и мужском костюме.

Изобретение отечественного фарфора. Основание фарфоровой мануфактуры в Петербурге. Деятельность Д.И.Виноградова и «виноградовский» период развития русского фарфора. Первые дворцовые сервизы, вазы, мелкая пластика. Создание казенного фаянсового завода в Петербурге.

Гравированное стекло елизаветинской эпохи. Деятельность Петербургского казенного стекольного завода и завода на р. Назье. Барокко и рококо в художественном стекле. Стекло в убранстве дворцовых интерьеров В.В.Растрелли. Частные заводы Немчиновых и Мальцовых. Опыты М.В.Ломоносова в области цветного стекла, начало его производства на Усть-Рудицкой фабрике.

Резьба по кости. Стилистика рококо, творчество резчика Осипа Дудина.

 

Декоративно-прикладное искусство второй половины XVIII в.

Классицизм в декоративно-прикладном искусстве 1760–1790 гг. Соединение стилистики рококо с античными мотивами. Роль архитекторов в декоративно-прикладном искусстве эпохи классицизма. Обучение мастеров декоративно-прикладного искусства в Академии художеств.

Интерьер раннего классицизма. Материалы и формы, колорит, скульптурное убранство, удешевление декоративной отделки. Интерьерные работы Ч. Камерона. Круг декоративных приемов, новые материалы, образ помещений и ансамбль. Интерьеры В. Бренны.

Мебель классицизма, характер, формы, влияния. Античные прототипы. Новые виды мебели. Участие архитекторов в развитии мебельного искусства в России (Бренна, Львов, Камерон, Воронихин). Мебель Д. Рентгена в России. Мастерская Г. Гамбса и И.Отта. Стиль «жакоб» в русской мебели. Смена материалов в мебельном искусстве (красное дерево, золоченое дерево, тополь, карельская береза). Ткань и вышивка в мебели.

Мастерская Споля в Москве. Резной декор в интерьерах М. Казакова. Резная мебель Останкинского дворца. Расцвет техники набора в русской мебели второй половины века, способы исполнения и материалы. Мебельное производство на Охте в Петербурге. Папье-маше как материал мебели и декоративного искусства.

Русская и французская художественная бронза. Основные виды изделий и декоративные техники. Бронза и стекло в осветительных приборах. Бронза в отделке каменных и фарфоровых ваз и мебели. Деятельность Литейного дома. Иностранные мастера-бронзовщики в Петербурге (П.Ажи, И.Цех и др.).

Костюм. Изменение типов и силуэта одежды в 1770-1780-е годы. Введение форменного дворянского платья. Парадное придворное платье, использование стилизованных национальных форм. «Греческий стиль» 1790-х годов в костюме и прическах. Коренное изменение конструкции костюма. Мода на платки, шарфы, накидки, мантильи, шали.

Ювелирное искусство. Деятельность И.Позье, Дюбюлона, Ж.Адора, И.Г. Шарфа, И.В.Буха, братьев Дюваль. Большая императорская корона. Придворная алмазная мастерская. Художественное серебро. Влияние французского серебра стиля Людовика XVI. Искусство черни по серебру.  Возрастание роли северных ювелирных центров – Вологды, Великого Устюга. Фабрика черневых и финифтяных изделий братьев Поповых в Великом Устюге. Эмаль с серебряными накладками.

Фарфор, техники изготовления и декорирования. Императорский фарфоровый завод. Ранний классицизм в формах и декоре изделий. Влияние европейского фарфора и фаянса. Деятельность Ж.-Д. Рашетта. Контакты ИФЗ с Академией художеств. Декоративные вазы и дворцовые сервизы в интерьере эпохи классицизма. Большие парадные сервизы, их состав, характер оформления. Поиски целесообразных форм предметов и приемов декорирования изделий. Фарфоровая пластика (серии фигур "Народы России", "Торговцы и разносчики"). Жанровый рисунок и гравюра в фарфоровой скульптуре и росписи по фарфору.  Изделия из бисквита. «Павловский» фарфор конца 1790-х годов.

Фабрика Ф.Гарднера в Вербилках. Орденские сервизы.

Художественное стекло. Завод Г.Потемкина в Озерках. Цветное стекло и хрусталь. Стекло в интерьерах Ч. Камерона. Императорский стеклянный завод в 1790-е годы. Связь изделий императорских фарфорового и стеклянного заводов. Завод Бахметева в Пензенской губернии. Расцвет живописи по стеклу в 1780-90-х годах. Готические мотивы в художественном стекле.

Деятельность шпалерной мануфактуры. Связь шпалер с общим направлением в русской живописи (историческая тема, аллегория, портрет в шпалере). Переход от рококо к классицизму. Шпалеры в оформлении интерьера.

Резьба по камню. Роль Ч.Камерона в развитии культуры цветного камня и его применения в интерьере. Новые приемы использования камня, «русская мозаика». Деятельность Петергофской гранильной фабрики. Открытие новых месторождений цветного камня на Урале и на Алтае. Екатеринбургская фабрика и Колыванский завод. Изобретение машин для обработки камня. Вазы по рисункам А. Воронихина и Д. Кваренги.

Расцвет тульской стали (мебель и декоративные изделия).  Дворянские и купеческие фабрики. Фабрика лаковой миниатюры П.И. Коробова. Возникновение промыслов при художественных мануфактурах. Развитие художественных промыслов во второй половине XVIII века: хохломская роспись, кружевоплетение, узорное ткачество, ковроткачество,  художественный металл и др.

 

Декоративно-прикладное искусство 1 трети XIX в.

Декоративно-прикладное искусство высокого классицизма и ампира. Влияние искусства Франции наполеоновского времени, проекты Персье и Фонтена в России. Деятельность архитекторов в декоративно-прикладном искусстве первой трети XIX в. (А.Воронихин, Д.Кваренги, М.Казаков, Т. де Томон, К.Росси, И.Иванов). Классицистические принципы синтеза искусств. Убранство русского интерьера высокого классицизма. Мебель, осветительные приборы, изделия из стекла, фарфора, цветного камня, бронзы, вышивка и другие виды декоративного искусства в интерьере. Античная классика и египетский стиль в творчестве А.Воронихина. Восстановление интерьеров Павловского дворца.

Интерьер ампира 1820-1830-е годов. Работы В.Стасова, К.Росси (интерьеры Аничкова, Елагина, Михайловского, Зимнего дворцов). Интерьер "купеческого ампира", отделка парадных комнат городской усадьбы. Типы художественной мебели, ее материалы и характер отделки. Воплощение античных форм в мебели. Крупнейшие мебельные мастера (Г.Гамбс и сыновья, В. Бобков, А. Тур). Мебельные гарнитуры в интерьере.

Реорганизация и расцвет деятельности императорских фарфорового и стекольного заводов. Ф. Гаттенбергер на ИФЗ. Участие Т. де Томона, К. Росси в проектировании изделий ИСЗ, ИФЗ, шпалерной мануфактуры.

Ампир в русском фарфоре (декоративные вазы и сервизы). Деятельность скульптора С.Пименова на ИФЗ. Живопись на фарфоре, искусство орнаментального золочения. Севрские мастера и художники на ИФЗ. Дворцовые сервизы 1810-1820-х годов.

Изменения в технике и стиле художественного стекла на рубеже веков. Бесцветный хрусталь с алмазной гранью. Декоративные изделия ИСЗ по рисункам Воронихина, Иванова, Росси, Томона, Кваренги. Сочетание бесцветного и окрашенного хрусталя, золоченая бронза в хрустальных изделиях. Стекло эпохи войны 1812 года: гравюра на стекле, портретные и сюжетные изображения. Молочное, опаловое, смальтовое стекло. Роспись золотом.

Императорская шпалерная мануфактура. Влияние исторической живописи на сюжеты и стиль шпалер.

Первая публичная выставка русских мануфактурных изделий и ее влияние на художественную промышленность.

Фарфор частных заводов 2 четверти века. Развитие технологии фарфорового производства, форм посуды и росписи по фарфору. Серийные и массовые типы изделий. Развитие цветочного орнамента. Тенденции историзма в фарфоре. Фарфоровая пластика, ее образы и формы.

Заводы Н. Юсупова, Ф.Гарднера, А. Попова, Сафронова и Козлова под Москвой. Заводы Батенина и Корнилова в Петербурге. Крестьянские заводы Гжельского и Богородского уездов Московской губернии. Фаянсовые заводы.

Рост числа частных стекольных заводов. Никольско-Пестровский завод Бахметевых в Пензенской губернии. Завод Орлова в Калужской губернии. Дятьковский и Гусевский заводы Мальцовых.

Резьба по камню. Деятельность Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик, Колыванского завода. Изделия из уральского и алтайского камня (яшмы, малахит). Декоративные вазы по рисункам А.Воронихина. 

Художественная бронза, сфера применения, виды изделий. Казенная бронзовая фабрика при Академии художеств. Техника золочения бронзы. Бронза и цветной камень. Бронза по рисункам Воронихина, Гаттенбергера, Прокофьева, Пименова. Осветительные приборы по проектам Казакова, Росси, Монферрана. Бронзовые мастерские при ИФЗ и ИСЗ. Мастера-иностранцы (К.Дрейер, А.Герен, П.Шрейбер и др.).

Костюм эпохи ампира. Вышивка и кружевоплетение. Ткачество и ковроткачество. Производство платков и шалей.

             

Декоративно-прикладное искусство эпохи историзма (1830-1890-е годы).

Ретроспективные и романтические тенденции  в декоративно-прикладном искусстве. Метод эклектики в декоративном искусстве, его современная оценка. Возрастание мастерства в исполнении произведений декоративного искусства в эпоху историзма.

Интерьерные стили. Неоготика в отделке интерьеров, в мебели, осветительных приборах, в фарфоре, стекле (дворец "Коттедж"). Новое прочтение античности в стиле «неогрек» и помпейском стиле. Неоренессанс, «второе барокко», «второе рококо». Экзотические формы в декоративном искусстве (турецкий, мавританский, китайский, египетский стили). Интерьеры А.Брюллова, А. Штакеншнейдера, И. Монигетти.

Материалы и формы мебели. Роль тканей в интерьере. Мебельные фирмы (Г. Гамбс и сыновья, Андрей Тур). Новые тенденции в интерьере 1860-х годов, эпоха "жилого интерьера". Появление утилитарных типов мебели ("венская" гнутая мебель).

Русско-византийский стиль. Работы Ф. Солнцева в декоративно-прикладном искусстве. Народная тема в декоративно-прикладном  искусстве романтизма. Собирательство предметов русской старины и крестьянского быта, коллекции Н.Л.Шабельской, П.И.Щукина, В.А.Гартмана. Сборники древнерусского и крестьянского орнамента. Архитектурные и декоративные работы В.Гартмана и И.Ропета в русском стиле.

Проявление тенденций историзма в фарфоре. Деятельность Императорского фарфорового завода. Дворцовые сервизы и вазы. Фарфоровая пластика. Продукция частных заводов.

Тенденции историзма в цветном стекле. Техника многослойного стекла. Роспись по стеклу. Стеклянные сервизы. Деятельность Императоского стекольного завода и частных заводов.

Художественная бронза. Изменения в технологии, введение механических процессов обработки, гальванической техники. Бронзовые фабрики герцога М.Лейхтенбергского и Ф. Шопена. Камерная скульптура по моделям П. Клодта, Е.Лансере, А.Обера и др.

Чугун как материал художественного литья. Литье и скульптура Каслинского завода.

Резьба по камню. Малахит в архитектуре и декоративном искусстве. Деятельность Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик, Колыванского завода.         

Барокко и рококо в художественном серебре. Тенденции натурализма в ювелирном искусстве. Расцвет искусства эмали в 1860-1890 годах. Совершенствование техники, внедрение машинного производства. Церковная утварь. Русский стиль в ювелирном искусстве. Ювелирные фирмы Петербурга и Москвы. Художник в декоративном искусстве и художественной промышленности. Училище Штиглица и Строгановское училище.

Костюм историзма, ретроспективные формы в крое и отделке.

 

 Декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX в.

Модерн как последний "большой стиль" в искусстве. Тенденции нового стиля в Европе. Влияние японского искусства. Основные орнаментально-декоративные и изобразительные формы декоративного искусства модерна.  Линейная природа орнамента модерна. Утверждение стиля "модерн" в России, его взаимоотношения с периодом историзма и эклектики. Западноевропейский вариант стиля в русском модерне.

Особенности формообразования в декоративно-прикладном искусстве модерна. Эксперименты с декоративными материалами, стремление к лаконизму формы и к выявлению эстетических свойств материала. Технические достижения в обработке материалов, машинное производство. Модерн в производстве стекла, фарфора, серебра, украшений, тканей. Сглаживание разрыва между уникальным и массовым, распространение модерна в бытовой культуре.

Роль архитектурно-декоративных, художественно-промышленных и кустарных выставок в развитии декоративно-прикладного искусства. «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля" в Москве, выставка "Современное искусство" в Петербурге.

Деятельность художников Абрамцевского кружка и художественные мастерские в Абрамцеве. Возрождение ремесла. Талашкино и деятельность княгини М.К.Тенишевой. Отношение к декоративному искусству в художественной среде. Работы В. Васнецова, Е. Поленовой, К. Коровина, А. Головина, С. Малютина, М. Врубеля. Роль архитекторов и художников в развитии декоративно-прикладного искусства. Символизм в декоративном искусстве модерна.

Национальное своеобразие модерна в России. «Неорусский» стиль в эпоху модерна и его влияние на развитие художественных промыслов. Деятельность Московского Кустарного музея. «Неорусский» стиль в интерьере и декоративно-прикладном искусстве.

Декоративное творчество художников "Мира искусства". Неоклассицизм и "усадебный стиль" в интерьере и декоративно-прикладном искусстве.

Интерьеры М. Врубеля, Ф.Шехтеля, И.Фомина, А.Головина, К.Коровина. Экспериментальные формы интерьеров модерна, их рационалистические особенности. Роль дерева в интерьере. Новые формы мебели, осветительной арматуры.

Художественная обработка металла. Новые технологии, удешевление процесса производства. Ювелирное искусство. Деятельность фирмы К. Фаберже и ее крупнейших мастеров в Петербурге и Москве.

Резьба по камню. Цветной камень в работах мастеров фирмы Фаберже. Работы мастеров Петергофской, Екатеринбургской фабрик, Колыванского завода.

Значение искусства керамики в модерне. Возрождение майолики, разработка рецептуры глазурей и новые декоративные приемы. Керамика М.Врубеля и А.Головина. Монументальные работы в керамике.

Фарфор. Стилистические и технологические изменения в художественном фарфоре. Копенгагенский стиль. Техника и приемы подглазурной росписи.  Выпускники училища Штиглица на ИФЗ. Скульптура по моделям К.А.Сомова , В.А.Серова и др. Работа Е.Е.Лансере в качестве художественного руководителя завода. Влияние объединения "Мир искусства" на развитие фарфора.

Фарфоро-фаянсовые заводы М.С.Кузнецова. «Кузнецовский» фарфор и фаянс как явление модерна. Художественно-технические свойства массового фарфора.

Художественное стекло модерна. Распространение техники "галле" в цветном многослойном стекле. Отражение особенностей модерна в орнаментации и колорите, в сюжетах и мотивах. Освоение техники "галле" на Императорском стекольном заводе, на заводах Мальцовых в Гусь-Хрустальном и Дятькове. Техника «гильоше» в художественном стекле. Бесцветный граненый хрусталь и его связь с неоклассицизмом. Витраж модерна.

Текстиль. Типология орнамента модерна в рисунках тканей для одежды и интерьера. Формы и мотивы, колорит. Декоративные ткани и ковры модерна (рисунок, колорит, место в интерьере). Вышивка в костюме и интерьере.

Мода в женском костюме. Изменение силуэта, композиционные приемы, типы отделки, аксессуары.

Значение искусства модерна в России в XX в. Тенденции авангарда в художественной культуре 1910-х годов и их роль в декоративно-прикладном искусстве России.

 

Декоративно-прикладное искусство XX века.

Развитие декоративно-прикладного искусства в 1920-е годы. «Агитационное» искусство как главная тенденция революционных лет. Творчество С.Чехонина и художников Государственного фарфорового завода.

Новое содержание предметной культуры. Воздействие конструктивизма и функционализма. Универсальные жизнестроительные теории и их роль в развитии предметной культуры. Создание ВХУТЕМАСа, подготовка художников для промышленности. Первые опыты художественного конструирования интерьера, мебели, бытовых вещей.

Авангард в предметной культуре. Экспериментальный характер предметного творчества авангарда. Проекты в области предметного творчества: супрематический фарфор (К. Малевич, Н. Суетин, И. Чашник), моделирование одежды и оформление тканей (Н. Ламанова, А. Экстер, В. Мухина, В. Степанова, Л. Попова).

Положение фабрик и заводов художественной промышленности, художественных промыслов в первые послереволюционные годы. 

Выставка "Крестьянское искусство" в Историческом музее (1921). Начало пропаганды «народного искусства».

Участие России в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). Организация русского экспорта художественных изделий. Реминисценции стиля Ар Деко в советском декоративно-прикладном искусстве.

Фарфор и фаянс 1920–1930-х годов. Ленинградский, Дмитровский и Дулевский заводы, Конаковский завод. Творчество Н. Суетина, А.Воробьевского, П.Леонова. Художественный текстиль 1920-1930-х годов. Художники Большой Ивановской мануфактуры. Дискуссия об эмблематике в декоративном искусстве. Возрождение художественного стеклоделия, создание завода художественного стекла, деятельность В.Мухиной и Б. Успенского. Восстановление художественных промыслов.

Утрата завоеваний функционализма в 1930-1950-е годы и «классицизирующие» тенденции в декоративно-прикладном искусстве. Стилистика «выставочных» изделий. Советское декоративно-прикладное искусство на всемирных выставках.

Стилистика предметной среды и развитие декоративно-прикладного искусства в конце 1950-х–1960-е годы. Создание журнала «Декоративное искусство СССР. Влияние декоративного искусства европейских стран. Взаимодействие с дизайном. Заводы художественного стекла (Ленинградский, Дятьковский, Гусь-Хрустальный, «Красный Май»). Фарфоровые заводы (Ломоносовский, Дмитровский, Дулевский).

Массовая  продукция и авторские произведения. Тенденции формообразования в авторском стекле, керамике, фарфоре, ювелирном искусстве, текстиле 1970-1990-х годов. Станковизм в декоративно-прикладном искусстве. Концептуальные направления в современном декоративно-прикладном искусстве.

Развитие художественных промыслов в 1960-1980-х годах: лаковая миниатюра, резьба по кости, роспись и резьба по дереву, керамика, художественная обработка металла и ювелирное искусство, ткачество и вышивка, кружевоплетение, ковроделие. Крестьянские художественные ремесла в XX веке.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Обязательная литература

1.      История русского искусства. Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 1–12 (разделы декоративно-прикладного искусства). М.: 1953–1961

2.      Русское декоративно-прикладное искусство. Под ред. А.И. Леонова. Т. 1–3. М.: 1962–1965

3.      Русская художественная культура конца XIX–начала XX века. Кн. 2, М.: 1969. Кн.4, М.: 1980 (разделы декоративно-прикладного искусства).

4.      Ильин М.А. Исследования и очерки. М.: 1976

5.      Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X–XIII веков. Л.: 1971

6.      Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I в. до н.э. – XIII в. н.э. М.: 1977

7.      Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X–XX веков. М.: 1974

8.      Плешанова И.И., Лихачева Л.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. Л.: 1990

9.      Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство петровской эпохи. Л.: 1990

10.  Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820–1890х гг. Гос. Эрмитаж. Каталог выставки и материалы конференции. СПб: 1996

11.  Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М.: 1990

12.  Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001

13.  Кириченко Е.И. Русский стиль. М.: 1997

14.  Русские художественные промыслы. 2-я половина XIX–XX вв. М.: 1965

15.  Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки.

М.: 1960

16.  Советское декоративное искусство. Очерки. В двух томах. М.: 1984 (1917–1945); М.: 1989 (1945–1975).

17.  Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: 1998

18.  Салтыков А.Б. Избранные труды. М.: 1962

 

Дополнительная литература

19.  Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: 1948

20.  Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М.: 1976

21.  Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М.: 1996

22.  Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. X–нач. XIII в. М.: 1984

23.  Свирин А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси. М.: 1972

24.  Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков. М.: 2000.

25.  Свирин А.Н. Древнерусское шитье. Л.: 1963

26.  Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М.: 1971

27.  Манушина Т. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея. М.: 1983

28.  Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М.,2002

29.  Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI–XVII вв. М.: 1954

30.  Щапова Ю.Л. Очерки истории древнего стеклоделия. М.: 1983

31.  Селезнева И.А. Золотая и Серебряная  палаты. Кремлевские дворцовые мастерские XVII века. М., 2001

32.  Пруцын О. Керамика Нового Иерусалима. М., 2001

33.  Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М.: 1968

34.  Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М.: 1975

35.  Пронина И.А. Декоративно-прикладное искусство в Академии художеств. М.: 1983

36.  Коршунова Т.Т. Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Л.: 1975

37.  Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII–начала XX в. из собрания Гос. Эрмитажа. Л.: 1979

38.  Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII –первой половины XX вв. М.: 1995

39.  Эмме Б.Н. Русский художественный фарфор. Л.-М.: 1950

40.  Попов В.Д. Русский фарфор. Частные заводы. Л.: 1980

41.  Русский фарфор. 250 лет истории. Каталог выставки, ГТГ. Ч.1–2. М.: 1995

42.  Шелковников Б.А. Русское художественное стекло. Л.: 1969

43.  Долгих Е.В. Русское стекло XVIII в. (из собрания музея "Кусково"). М.: 1985

44.  Ашарина Н.А. Руское стекло XVII– начала XX в. М.,1998

45.  Бартенев И.А. Русский интерьер XVIIIXIX в. Л.: 1977

46.  Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX в. Л.: 1984

47.  Кучумов А.М. Убранство русского жилого интерьера XIX в. Л.: 1977

48.  Кучумов А.М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л.: 1981

49.  Калязина Н., Дорофеева Л. Дворец Меншикова. Художественная культура эпохи. Л.: 1987

50.  Демиденко Ю. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. Спб: 2000

51.  Фомин Ю.В. Русское наборное дерево XVIII века (мебель, панно, паркет). М.: 1989

52.  Соколова Т.М. Русская мебель в Государственном Эрмитаже. Л., 1973

53.  Соловьев К.А. Русская осветительная арматура (XVIIIXIX). М.: 1959

54.  Уханова И.Н. Резьба по кости в России XVIIIXIX в. М.: 1981

55.  Уханова И.Н. Лаковая живопись в России XVIIIXIX веков. СПб, 1995

56.  Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVIIXIX веков. СПб, 2001

57.  Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI–XIX в. М.: 1974

58.  Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV–XX вв. М.: 1983

59.  Бернякович З.А. Русское художественное серебро XVII–начала XX в. в собрании Гос. Эрмитажа. Л.: 1977

60.  Коварская С.Я., Костина И.Д. Русские ювелирные украшения XVIII–начала XX вв. М.: 1988

61.  Коварская С.Я., Костина И.Д., Шакурова Е.В. Русское серебро XIV–начала XX вв. из фондов Гос. музеев Московского Кремля. М.: 1984

62.  Русское золото XIV–начала XX веков из фондов Гос. музеев Московского Кремля. М.: 1987

63.  Комелова Г.Н. Русская миниатюра на эмали XVIII– начала XIX века. СПб, 1995

64.  Русская эмаль XII–начала XX вв. из собрания Гос. Эрмитажа. Л.: 1987

65.  Гилодо А.А. Русская эмаль 2 половины XIXXX в. Из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. М. 1996.

66.  Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство 2 половины XIXXX в. Из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. М.: 1994

67.  Мартынова М.В. Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII–XVIII в. М.: 1973

68.  Ефимова Е.М. Русский резной камень в Эрмитаже. Л.: 1961

69.  Воронов В.С. О крестьянском искусстве. М.: 1972

70.  Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М., 2000

71.  Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки. Л.: 1970

72.  Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. Из собрания Загорского историко-художественного музея-заповедника. М.: 1974

73.  Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М.: 1967

74.  Русская деревянная скульптура. Сост. Н.Н. Померанцев С.И.Масленицын. М., 1994

75.  Русское гончарное искусство XIX–начала XX в. (из собрания Загорского музея-заповедника). М.: 1976

76.  Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: 1981

77.  Русские шали (из собрания Загорского музея-заповедника). М.:1986

78.  Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: 1975

79.  Ефимова Л. В. Русский народный костюм. Гос. Исторический музей. М.: 1989

80.  Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. Из собрания Гос. музея этнографии народов СССР. Л.: 1984

81.  Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М.: 1972

82.  Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. М.: 1983

83.  Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. Гос. Исторический музей. М.: 1985

84.  Моисеенко Е.Ю. Русская вышивка XVII–начала XX в. Из собрания Гос. Эрмитажа. Л.: 1978

85.  Овсянников Ю.М. Русские изразцы. Л.: 1968

86.  Макаров К.А. Советское декоративное искусство. М.,1974

87.  Стриженова Т. Из истории советского костюма. М.: 1972

88.  Андреева Л.В. Советский фарфор. 1920-1930-е годы. М.: 1975

89.  Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917-1932. Фарфор. Фаянс. Стекло. М., 1980

90.  Рачук Е.Г. Советское цветное стекло. М.: 1982

91.  Журнал «Декоративное искусство СССР»

92.  Советское декоративное искусство. Сборник. Вып. 1-9. М.,1973-1984.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.      Славянское наследство в культуре средневековой Руси.

2.      Художественное ремесло Киевской Руси.

3.      Храмовое убранство домонгольской Руси.

4.      Ювелирное искусство домонгольской Руси.

5.      Памятники художественного ремесла Новгорода XI-XIV веков.

6.      Памятники художественного ремесла ранней Москвы.

7.      Московское художественное ремесло XV века.

8.      Искусство лицевого шитья Москвы и Новгорода XV века.

9.      Декоративно-прикладное искусство XVI века.

10.  Кремлевские мастера в эпоху Ивана Грозного.

11.  Декоративно-прикладное искусство XVII века.

12.  Работы мастеров Золотой и Серебряной палат.

13.  Ткани и костюм XVII века.

14.  Керамика и стекло XVII века.

15.  Деятельность белорусских мастеров в Москве (архитектурная керамика и резьба по дереву)

16.  Петровская эпоха в декоративно-прикладном искусстве.

17.  Стилевые направления в декоративно-прикладном искусстве XVIII века.

18.  Убранство интерьера в XVIII веке.

19.  Фарфор и стекло XVIII века.

20.  Ювелирное искусство XVIII века.

21.  Костюм  XVIII века.

22.  Классицизм в декоративно-прикладном искусстве XVIII – начала XIX века.

23.  Работы архитекторов в декоративно-прикладном искусстве.

24.  Декоративно-прикладное искусство историзма (1830-1890-е годы).

25.  Убранство интерьера эпохи историзма.

26.  Фарфор и стекло XIX века.

27.  Художественная обработка металла XIX века (серебро, бронза, чугун).

28.  Ювелирное искусство XIX века.

29.  Искусство мебели XIX века.

30.  Мода в XIX веке. Эволюция женского костюма.

31.  Крестьянские художественные ремесла и промыслы XIX – начала XX века.

32.  «Русский стиль» в декоративно-прикладном искусстве XIX века..

33.  Возникновение стиля модерн в Европе и в России.

34.  Декоративно-прикладное искусство модерна. Основные направления и художественные приемы.

35.  Художники Абрамцевского кружка в декоративно-прикладном искусстве.

36.  Интерьер модерна.

37.  Стекло в архитектуре и прикладном искусстве модерна.

38.  Керамика и фарфор модерна.

39.  Женский костюм эпохи модерна.

40.  Неоклассицизм в декоративно-прикладном искусстве начала XX века.

41.  «Неорусский» стиль начала XX века.

42.  Талашкино в развитии декоративно-прикладного искусства.

43.  Архитекторы и художники модерна в декоративно-прикладном искусстве.

44.  Орнамент модерна.

45.  Декоративно-прикладное искусство первых лет революции. ВХУТЕМАС и развитие предметной культуры.

46.  «Агитфарфор». Творчество С. Чехонина и художников Гос. фарфорового завода.

47.  Прикладное искусство художников авангарда.

48.  Художественный фарфор, фаянс, стекло, текстиль 1920-1930-х годов.

49.  Художественные промыслы в 1930-1950-е годы.

50.  Декоративно-прикладное искусство 1930-1950-х годов. Основные тенденции.

51.  Декоративно-прикладное искусство и предметная среда 1960-х годов. 

52.  Художественный фарфор и художественное стекло 1960-1980-х годов: ведущие производства  и художники.

53.  Авторское декоративное искусство (керамика и фарфор, стекло, текстиль, ювелирное искусство)

Художественные промыслы и народные ремесла в 1960-1980-е годы.