ISKUNSTvo

[Материалы для студентов-искусствоведов]

Rambler's Top100 Narod

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ


I. ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

II. МУЗЕЙ И ЕГО ФУНКЦИИ

III. СОБИРАТЕЛЬСТВО В РОССИИ


I. ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

История коллекционирования как важная часть истории культуры. Образующее влияние коллекций на искусство, критику, вкус и обратное влияние современного искусства на собирательство. Цели собирательства. Личность коллекционера. Проблемы коллекционирования. Истинные и фальшивые ценности при формировании коллекции. Художественный рынок.

1.Собирательство в древности.

Накопление драгоценных и вотивных предметов в святилищах, храмах, гробницах, жилищах монархов в древности. Характер подобных собраний.

Собирательство в эллинистический период. Музеи. Создание терминологии коллекционирования. Сочинения древних авторов об искусстве. Римские художественные собрания. Частное коллекционирование в Древнем Риме. Проблемы коллекционирования в Древнем Риме.

2.Собирательство в средние века.

Утрата многочисленных частных античных коллекций. Особенности собирательства в Западной Европе и Византии в средние века. Компилятивные собрания средневековья. Произведения классического искусства в средневековых коллекциях. Собрания Теодориха , Карла Великого, Фридриха Гогенштауфена. Сферы коллекционирования, сформировавшиеся к концу позднего средневековья: религиозное, придворное или рыцарское, и бюргерское собирательство.

3. Гуманизм и собирательство.

3.1. ИТАЛИЯ.

Гуманизм и возрождение собирательской деятельности. Оценка произведений искусства с точки зрения исторической и эстетической. Эрудированный характер собирательства в XV веке. Изменение отношения человека к своему жилищу. Ренессансная резиденция. Традиция использования произведений искусства в интерьере. Фресковая роспись, станковые циклы, станковая картина . Изменение критериев оценки живописи и пластики на протяжении XV века. Патрицианские собрания. Состав коллекций. Портрет как особая сфера коллекционирования в конце XV - начале XVI века. Студиоло и ренессансные художественные коллекции. Распространение термина “музей” к концу XVI века. Падуя и Венеция - два подхода к собирательству в XVI веке.

3.2. СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА

Гуманистическая реформа культурной жизни заальпийских стран. Северный гуманизм и изобразительное искусство. Предпочтение слова зрительному образу. Отношение “христианских гуманистов “ к античному искусству . Путешествия в Италию и коллекционирование . Аристократические и бюргерские собрания в XV и XVI веках. Коллекции в мастерских художников. Особенности собирательства в Германии, Нидерландах, Франции. Английские художественные собрания в XVI веке.

4. Собирание антиков в Европе в XV -XVIII веках.

4.1. ИТАЛИЯ, XV - XVIII века.

Леон Баттиста Альберти - зачинатель дебатов о сохранении материального наследия истории. Рафаэль - хранитель древностей. Коллекционирование антиков во Флоренции и Риме в XV-XVI веках. Роль папства в создании выдающихся коллекций антиков. Капитолийский музей. Основание скульптурного двора в Ватикане. Значение бельведерской коллекции в формировании европейского вкуса к античности. Первые декреты по сохранению античных памятников .

Частное коллекционирование . Собрание классической скульптуры Фарнезе в Риме в XVI веке. Собирание антиков семейством Медичи в Риме и Флоренции в XV-XVII веках. Уффици. Учреждение художественной Академии в Риме в 1673 году Козимо III Медичи. Флорентинские крупномасштабные бронзовые копии антиков. Частные собрания антиков в других городах Италии в XVII веке: Гонзаго, Монтефельтро, Д ’Эсте, Висконти и др.

Новое историческое сознание XVIII века. Систематические раскопки и археологическое коллекционирование в XVIII в. Раскопки виллы Адриана . Античные собрания Рима . Кардинал Алессандро Альбани и его влияние на международный мир коллекционеров . Деятельность английских коллекционеров в Риме в XVIII в.






4.2.ФРАНЦИЯ, XVI - XVII века.

Франциск I и его отношение к классической скульптуре. Овладение античной техникой изготовления слепков Приматиччо и значение этого для Европы. Частные собрания антиков во Фпанции в XVII веке. Основание Людовиком Х1У Французской художественной академии в Риме в 1666 году.

4.3. АНГЛИЯ, XVII -XVIII века.

Судьба античной коллекции Карла I Английского. Крупнейшие английские коллекционеры XVII и XVIII веков. Посредническая роль англичан в торговле антиками в Европе в XVIII веке. Английская Королевская академия.

4.4. Антики в Испании, Фландрии и Голландии в XVII веке. Репродукционная гравюра. Каприччи. Научные исследования, посвященные античной скульптуре, изданные в XVIII веке. Дж. Ричардсон, И. Винкельман. Проблемы реставрации антиков .Фальсификации.

5. Собирательство в XVI веке. Маньеризм и новые основы художественного коллекционирования.

Изменение эстетических критериев оценки художественного творчества в XVI веке. Первая коллекция современных рисунков, специально собранная Вазари . Высокая оценка произведений Зрелого Возрождения на художественном европейском рынке во второй половине XVI века. Концепция “золотого века” первых десятилетий XVI века. Притязания художников на власть над художественным рынком. Рост цен на коллекции. Распространение первых путеводителей по городам и каталогов художественных собраний. Состав типичной коллекции XVI века. Искусство и наука в коллекциях. Кунсткамеры.

Путеводители и каталоги в XVI веке.

6. Собирательство в XVII веке

Расцвет станковой картины и распространение новых жанров в живописи. Увеличение власти нового среднего класса. Расширение интереса к собирательству в Европе в XVII веке. Работа художников на рынок. Научные коллекции как самостоятельная сфера собирательства.

6.1. ИТАЛИЯ

Первенство Рима как центра коллекционирования в Европе в первые десятилетия XVII века. Свобода римских коллекционеров в вопросах художественного вкуса. Роль папских и частных заказов в развитии важнейших процессов в итальянском искусстве XVII века. Римские частные коллекции в XVII веке (собрания Альдобрандини, Перетти, Фарнезе, Джустиниани, Боргезе, Людовизи, дель Монте и др.). Закат “золотого века” коллекционирования в конце XVII века в Риме. Распродажа и рассеивание выдающихся римских художественных собраний, их дальнейшая судьба. Художественные собрания, сформированные на протяжении XVII века в Италии. Судьба мантуанской коллекции. Наложение экспортного ограничения на основные сохранившиеся частные коллекции Италии.

6.2. СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА.

Особенности собирательства во Фландрии, Голландии, Испании, Англии и Франции в XVII веке. Королевские собрания. Аристократические и бюргерские художественные собрания. Научное коллекционирование и некоторые аспекты развития современной живописи в Х.VII веке. Картинные галереи как тема живописи. Коммерческие выставки-продажи. Аукционы.

7.Собирательство в XVIII -нач. XIX века.

7.1. ЧАСТНОЕ СОБИРАТЕЛЬСТВО.

Особенности собирательства в Европе в XVIII веке. Расцвет изучения истории и систематизация художественных собраний во второй половине XVIII века. Создание исторических коллекций и специализация в собирательстве. Отношение к художественным собраниям как к национальной ценности в XVIII веке. Сложение общеевропейского художественного рынка в XVIII веке (включая Россию). Париж, Лондон, Амстердам - крупнейшие центры антикварной торговли.

Особая роль Франции как центра светской современной культуры. Собрания современной национальной живописи во Франции. Коллекции, специализированные на одном типе предметов. Художественные собрания и развитие современного искусства. Крупнейшие художественные собрания Франции XVIII века: Пьера Кроза, Пьера Жанна Мариетта, графа Келюса, герцога Орлеанского. Личность коллекционера. Художественные салоны Парижа.

Категория вкуса в философии XVIII века. Коллекционирование и формирование вкуса у публики. Вкус и стиль. Влияние общепринятого вкуса на художественный рынок.

Частные аристократические собрания Англии в XVIII веке. Деятельность английских собирателей в Европе. Проблемы собирательства и особенности развития английского портрета XVIII века. История собрание Роберта Уолпола. Королевская Академия искусств в Англии. Коллекция как выгодное вложение капитала. Формирование выдающихся собраний представителей финансового мира в Англии в первые десятилетия XIX века: коллекции банкирских домов Солли, Ангерстейна, Томаса Хоупа.

Судьба банкирских коллекций Англии. Собрание Кузвельта.

Собирательство в Германии в XVIII - начале XIX века. Художественные собрания Саксонии, Пруссии и Баварии, их дальнейшая судьба. Венские собрания.

Типы каталогов, созданных в XVIII веке.

7.2. ОСНОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПУБЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ в XVIII и начале XIX века.

Расширение публичного интереса к искусству во второй половине XVIII века . Увеличение количества академий и общественных институтов, получивших художественные собрания от частных владельцев. Идеи создания публичного музея. Открытие европейских дворцовых художественных собраний, сформированных с конца 1400 по 1700 годы, для публики. Первые публичные музеи второй половины XVIII века. Британский музей и особенности создания публичных музеев в Англии. Использование Королевского Люксембургского дворца для публичного показа художественных произведений. Национализация королевских художественных собраний во Франции. Открытие публичного музея в Лувре в 1793 году и расширение его собрания. Политика Наполеона в отношении художественных ценностей других стран и ее последствия .Музеи Франции, созданные после революции.

Романтизм и оценка неклассического искусства. Вклад романтического движения в историю развития музеев. Музей средневекового искусства Александра Ленуара в Париже . Публичная экспозиция венской императорской коллекции в Бельведере и искусство молодых назарейцев. Основание Кайзер-Фридрих музея в Берлине.

Критерий общественного использования собрания при основании первых публичных музеев. Утверждение социальной функции музеев. Проблемы организации публичного музея. Академические выставки и художественная критика.

8. Частное собирательство с конца XVIII века до наших дней. Западная Европа и Америка.

Ослабление традиционных мотивов в развитии частного собирательства. Новые взаимоотношения между художником и коллекционером. Художник и публика. Триумф романтизма и создание коллекций раннехристианского и средневекового искусства . Рост числа специализированных коллекций: прикладного искусства, костюмов, восточного искусства, исторических собраний и проч. Эклектика в частном собирательстве. Критерий исторического отбора при создании коллекции во второй половине XIX века. Интерес к произведениям мастеров Раннего Возрождения. Универсальность художественных собраний, создаваемых в XIX веке. Научное и этнографическое коллекционирование в конце XIX - начале XX века. Искусство Востока в европейских художественных собраниях. Связь этих собраний с современной им художественной практикой. Научные систематизированные каталоги - резоне. Собирательство, каталоги распродаж и периодическая печать. Главные центры европейского художественного рынка в XIX веке.

Вхождение Америки в область художественного коллекционирования во второй половине XIX века. Особенности собирательства в Америке. Рост количества американских частных собраний. Создание выдающихся коллекций традиционного искусства в Америке после 1900 года и их значение для истории искусства. Крупнейшие американские коллекционеры XX века : Х.Уолтер, Э. Меллон, П. Морган, Б. Альтман, Г. Фрик и другие. Учреждение и развитие американских музеев на основе частных собраний. Национальная галерея Вашингтона, Публичная библиотека П. Моргана в Нью-Йорке, Метрополитен- музей в Нью-Йорке и многие другие.

Коллекционирование современного искусства. Париж-мировой центр торговли современными произведениями искусства. Агенты по торговле современной живописью: Амбруаз Воллар, Поль Дюран-Рюэль и др. Европейские и американские коллекционеры современного искусства: Г. и Л. Стайн, А.Барнес, Н.Рокфеллер, П. и С. Гугенхейм, А.Рено, А. Скира, С. Курто и многие другие. Судьба этих собраний. Собирательство во второй половине

и конце XX столетия.


II .МУЗЕЙ И ЕГО ФУНКЦИИ

1. Публичный музей.

Определение музея. Происхождение термина и его современное значение.

Музей и развитие истории искусства. Критерий общественного использования при основании публичного музея. Функции публичного музея. Способы их воплощения. Проблемы организации работы публичного музея. Разнообразие художественных музеев. Уникальность музея среди других просветительских или культурных институтов. Структура музея.. Музейная концепция. Программа музея как результат общей концепции. Социальная жизнь музея. Современный музей как предприятие.

Формирование публичных музеев - наиболее значительное явление, характеризующее историю коллекционирования XIX века. Историческая концепция музея XIX века. Документальный характер музейных собраний в XIX веке. Склонность ранних публичных музеев к старым или устоявшимся школам искусства. Ограниченность функций первых публичных музеев. Обращенность ранних публичных музеев к элитарной публике. Концепция музея -храма. В. Ваккенродер, И. Гете, Г. Зедльмайр и их понимание музея. Принципы организации работы публичного музея эпохи В.Гумбольдта. Новые подходы к изучению истории искусства и развитие музейного дела к концу XIX - началу ХХ века.

Превращение частных американских собраний в публичные музеи -наиболее важный факт в истории музеев XX века. Просветительский характер американских музеев с момента их основания.

Изменение концепции музея в XX веке. Демократизация музеев. Усиление роли образовательной функции публичного музея в XX веке. Современное понимание музея и его цели . Коммуникативная роль музея в современном мире. Дифференциированность музеев согласно типу коллекции и культуре страны . Музеи старого и современного искусства. Европейские и американские музеи, история их формирования. Опыт музейного строительства Японии , Израиля и других стран. Создание мультидисциплинарных музейных комплексов. Организация музейных комплексов как части городской структуры. Проблемы функционирования музея в обществе. Социально-экономические отношения музея с окружающим миром. Расширение деятельности современного музея по сравнению с более ранними. Предпринимательская, финансовая, научная, педагогическая, экспертная, реставрационная деятельность современных музеев. Советы попечителей.

2. История и типология музейной архитектуры.

Роль музейной архитектуры как посредника между посетителем и экспонатом. Связь художествено-типологических особенностей музейной архитектуры с общей концепцией музея как института культуры и с собственной программой отдельных музеев. Сотрудничество между архитектором и хранителем музейной коллекции при проектировании музейного здания.

2.1. Строительство специальных зданий для размещения частных собраний с середины XVI века (Уффици). Дворцовые галереи как модель для первых музеев второй половины XVIII века. Новое открытие античности в канун рождения музея как публичного института и влияние античных памятников на музейную архитектуру. Лапидарии XVIII века .

Новая идея использования античных фрагментов при строительстве зданий для экспонирования античной скульптуры: Вилла Альбани , Дом-музей Джона Соун. Соотношение архитектуры музея с предметами раскопок. Использование античных фрагментов в качестве архитектурного материала согласно их первоначальному предназначению. Архитектура как музей без декларирования быть им.

Основные тенденции в развитии музейной архитектуры, заложенные во второй половине XVIII века и получившие развитие в XIX веке. Неоклассицизм в музейной архитектуре. Проект музея Альгаротти для Касселя, музей Пио-Клементино в Риме и др. Тема музея в конкурсах архитектурных проектов в римской Академии архитектуры в конце XVIII века. Музейные проекты Е.-Л. Булле.

2.2. Музей как ведущая архитектурная тема первой половины XIX века. Проект музея Ж. -Н. Дюрана (1802-9). Выявление системы главных музейных пространств и типологических элементов музейной архитектуры. Унитарность проекта Дюрана. Влияние проекта Дюрана на планировочные и объемно- пространственные типы музейной архитектуры на протяжении XIX века. Монументальность музея XIX века. Стремление музейной архитектуры XIX века самой стать экспонатом. Музейная архитектура XIX века как выражение элитарного искусства. Активное строительство новых музейных зданий, специально предназначенных для содержания публичных коллекций в XIX веке. Глиптотека в Мюнхене (1816-1834) - триумф историзма XIX века, выраженный в музейном строительстве. Проблема связи архитектуры и экспозиции на примере мюнхенской Глиптотеки. Типология музейной архитектуры XIX века. Старая Пинакотека в Мюнхене (1826 -1836). Старый музей в Берлине (1823 -30). Картинная галерея в Дрездене (1847-55). Британский музей в Лондоне (1823-47). Новый Эрмитаж в С.- Петербурге (1839-51) и др. Создание первых музеев декоративно-прикладного искусства во второй половине XIX века. Кенсингтонский музей, сейчас - Музей Виктории и Альберта в Лондоне(1862-66). Архитектура американских музеев, построенных во второй половине XIX века. Изменение взаимоотношений между архитектурой, экспонатом и посетителем в музее XIX века по сравнению с XVIII веком. Критика дворцового типа музейного здания в конце XIX века.

2.3. МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО в XX веке

Изменение концепции музея в XX веке и музейная архитектура. Задачи современной музейной архитектуры. Определение концепции собрания - необходимое условие хорошей музейной архитектуры. Необходимость осознания архитектором научных, критических, технических критериев содержания коллекции при проектировании музейного здания.

Отказ от единого архитектурного типа традиционного музейного здания с 30-х годов XX века. Демократизация облика и внутреннего строения музейного здания. Основные идеи, предложенные архитекторами для музейного строительства между двумя мировыми войнами. Проект мирового музея -квадратная спираль Корбюзье, 1931 год . Круглый музей Пола Нелсона, 1937 год. Проекты Музея современного искусства в Нью-Йорке в 30-е годы и многие другие. Музейное строительство после второй мировой войны и его особенности. Отказ от собственно архитектурных претензий в пользу выставленных экспонатов в европейском и американском музейном строительстве. Критика так называемых “музеев архитектуры”. Музей Гугенхейм в Нью-Йорке Ф.Ллойд Райта и выявление достоинств и недостатков нового музейного проектирования. Сложение идеи нового немонументального образа музейного здания. Осознанный отказ от монументальности в музейной архитектуре в 50-60-е годы XX века. Новый музеографический опыт. Значение архитектурного пространства. Разделение музейных пространств на функциональные группы. Музей Фолькванг в Эссене. Проблема упорядочения музейных пространств. Потребность в гибком музейном пространстве, связанная как с возможностью роста коллекции, изменениями в экспозиции, так и с возможными изменениями концепции музея в будущем. Два противоположных подхода к решению музейного здания: “музей статичный“ и “музей динамичный”. Музей Вильгельма Лембрука в Дуисбурге. Открытость и прозрачность в музейном строительстве.

Неомонументализм в музейном строительстве (50-е годы в Америке и с середины 60-х годов в Европе). Обращение к традиции при проектировании новых музейных зданий: Миес Ван дер Рое и Филипп Джонсон.

Новая концепция музея в XX веке и связанные с ней проблемы экспонирования. Собрание подлинных художественных предметов и их представление публике - единственная важнейшая характеристика музея. Значение свидетельств о происхождении музейного экспоната, его истории и документации. Оценка экспонируемых произведений самим музеем. Необходимость соответствия предметов, демонстрируемых публике уровню музейного фонда. Проблемы эстетического, художественного, исторического выбора при классификации и экспонировании художественных предметов. Зависимость представления о ценности или достоинствах художественного произведения от способа его экспонирования. Умение выявить в экспозиции индивидуальность каждого предмета, представив эволюцию того или иного художественного явления. Факторы, определяющие подход каждого музея или галереи к созданию экспозиции: базовая политика или концепция музея, люди, занимающиеся созданием экспозиции и ее развитием, природа самой коллекции, бюджет, время создания музея и проч. Соединение концептуального содержания собрания и визуального опыта при подготовке экспозиции - важное условие хорошей экспозиции. Разнообразие критериев, определяющих способ экспонирования произведений искусства, имеющихся в музее: топографический, хронологический, исторический, систематический, эстетический, символический, стилистический, декоративный, моделирование естественной среды обитания выставленных художественных произведений. Множество других критериев, которые отстаиваются специалистами или используются в работе музеев. Учет психологических аспектов восприятия и поведения человека в определенных ситуациях при построении экспозиции. Сглаживание противоречий между собственными интересами музея и требованиями публики при подготовке музейной экспозиции. Необходимые условия, в которые музей ставит посетителя для точной оценки экспонатов.

Архитектурное многообразие американских и европейских музеев второй половины XX века при общем проектировочном принципе - замена музея-монумента музеем, являющимся местом экспозиции, оценки и изучения произведений искусства, а также и местом приятного времяпрепровождения.

Усиление роли музейной архитектуры как посредника между экспонатом и посетителем музея в 70-е годы. Вход в музей. Внешняя декорация музейного здания. Музейный сад. Выбор места расположения музея. Зона достигаемости музея. Урбанистические проблемы и музей. Использование старых городских построек для музеев. Архитектурные переделки ранее созданных музейных зданий, связанные с улучшением функционирования музея. Роль музейных систем в структуре больших европейских городов: традиция и современность. Город-музей.

3. Музейная экспозиция

3.1. Определение экспозиции. Музейный предмет. Внутренние аспекты коллекционирования в XVIII-XIX веках и связанные с ними экспозиционные критерии. Размещение дворцовых собраний. Проблемы организации и экспозиции художественных собраний в момент начала их публичного использования. Развитие тенденции к систематизации музейных экспонатов в середине XVIII века. Принцип экспозиции живописи в Восточном крыле Люксембургского дворца в середине XVIII века, основанный на теории Роже де Пиля . Характер экспонирования музейных предметов в ранних публичных музеях второй половины XVIII века. Энциклопедическая система экспозиции во второй половине XVIII века и ее образовательная эффективность. Зарождение идей романтизма и стремление к моделированию окружающей атмосферы , соответствующей времени создания музейного предмета при его экспонировании.

XIX век - время разрушения единства зданий и произведений искусства, специально для них созданных. Постановка вопроса о связи экспозиции и музейной архитектуры. Концепция музея XIX века и экспозиция. Проблемы экспонирования произведений изобразительного искусства, рассмотренные музейной комиссией под председательством В. Гумбольдта в Берлине. Теория экспозиции и ее связь с эстетическими взглядами времени.

3.2. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ.

Музейный предмет и организация пространства, помогающего выявить его достоинства. Регулирование количества экспонатов. Преодоление визуальной монотонности. Включение разделов наибольшего интереса в систему выставленных экспонатов. Особенности демонстрации наиболее значимого экспоната. Эффект “Hope Diamond”. Начало и окончание экспозиции и пр.

Элементы экспозиции, находящиеся в прямом зрительном соотношении с выставленными предметами. Стена. Рама. Витрина. Техническое оборудование. Зоны влияния живописного пространства полотна. Объяснительные тексты Иллюстративные материалы. Ярлыки.

Особенности экспонирования основных видов изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, предметы декоративно-прикладного искусства. Цветовое и световое решение экспозиции.

Архитектурно-художественное решение экспозиции. Проблема соответствия экспонатов и музейного здания. Использование уникальных архитектурных возможностей музейных зданий, если таковые имеются, при создании экспозиции. Использование культурной и исторической ценности старых музейных зданий для углубления отношений между посетителями и экспонатами. Музеографический опыт послевоенной Италии. Взаимосвязь природы, архитектуры, внутреннего пространства музейного здания и экспонатов. Музеи Японии. Архитектура музеев современного искусства.

3.3.ОБРАЩЕНИЕ С ЭКСПОЗИЦИОННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ.

Функциональная и смысловая роль архитектурно-пространственных элементов классического и современного музея сегодня. Творческое использование музейного пространства при организации экспозиции.. Взаимоотношения музейных пространств. Формы и размеры музейного пространства, пространственные контрасты. Важные аспекты создания экспозиционного пространства: внешняя привлекательность, содержательность и эффективность. Проектирование экспозиционного пространства для определенных предметов, размещаемых в нем. Масштабные соотношения между предметом и пространством. Пространство и экспозиционный дизайн. Декорирующая роль пространства.

Соответствие пространственного разделения тематическому для усиления образовательной функции экспозиции. Использование знаний о реакции человека на пространство и поведении человека в нем при разработке экспозиции. Необходимость в пространствах, свободных от экспозиции и способы их использования .

3.4. ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ.

Освещение первых публичных музеев. Два подхода к решению проблемы освещения музейных экспонатов - рациональный и эмоциональный. Преимущества и недостатки естественного и искусственного освещения. Эксперименты с дневным освещением. Разнообразные типы искусственного освещения. Технические проблемы искусственного освещения. Научные исследования в области искусственного освещения в музейной практике. Распространенные типы искусственного освещения. Поиск оптимального решения проблемы освещения. Смешанное освещение. Верхнее и боковое освещение . Связь способа освещения с типом музейного здания и с экспонатами. Особенности освещения разных видов музейных экспонатов, созданных из разнообразных материалов: живопись, скульптура, графика, бронза, керамика, стекло, драгоценности, фрагменты архитектуры и проч.

3.5. ПОСТОЯННАЯ И ВРЕМЕННЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ.

Повышенный интерес к временным выставкам после Второй мировой войны. Задачи временных экспозиций. Их ограниченность в теме и времени экспонирования. Использование временной демонстрации произведений старого искусства для усиления образовательной функции. Пространственное разделение постоянного собрания и временной экспозиции. Идея “живого музея” Александра Дорнера. Концептуальное и реальное разделение между “статичным” и “динамичным” музеем.

Различия между постоянной коллекцией и временной выставкой, выраженные в музейной архитектуре. Здания, специально предназначенные для временных экспозиций .Использование стандартизированных монтируемых элементов при организации объемно-пространственной структуры “живого музея”. Идея большого нейтрального пространства, используемого для временных экспозиций...

4. Публика в музее.

4.1. Сосредоточенность сотрудников ранних публичных музеев на научной работе внутри музея. Ориентация современных музеев на привлечение публики и создание удобных условий пребывания ее там. Стремление посетителей музеев быть предметом особого к ним отношения.. Внимание ко всем посетителям, независимо от цели их прихода в музей. Случайный посетитель. Учет различной степени интереса и уровня вхождения в тему посетителей музея при проектировании экспозиции. Изучение поведения публики по отношению к музею и в самом музее. Создание психологического и физического комфорта для посетителей музея . Методы уменьшения психологической дистанции между посетителем музея и экспонатом.. Исключение физических неудобств (жара, шум, физическая усталость, столпотворение) . Стремление максимально исключить трудности в достижении посетителем экспонатов. Учет восприятия экспонатов посетителями в первых и последних залах музейной экспозиции. “Музейная усталость “. Причины ее возникновения и способы преодоления. Экспозиционные методы преодоления “музейной усталости”. Способы уменьшения усталости глаза при создании экспозиции.

Способы привлечения публики в музей. Роль музейной архитектуры в привлечении публики. Значение музейного вестибюля. Место расположения музея и его окружение - важные элементы, оказывающие влияние на потенциальных посетителей музея. Музейный персонал. Задачи музейных служб, следящих за удобствами посетителей. Способы снятия напряжения у публики, стоящей в очереди в музей: информированность публики о времени ожидания, распространение печатной информации, полезной для посетителей музея, естественное разделение длинных очередей на короткие без устных инструкций, создание условий для постоянного движения очереди и т. д. Особенности работы с отдельными посетителями музеев и с экскурсионными группами. Особенности работы с посетителями при организации временных выставок.

Вспомогательные службы в музейном комплексе: рестораны, кафе, магазины , гардероб.



4.2. ЦИРКУЛЯЦИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ В МУЗЕЕ.

Создание условий для рационального движения посетителей в музее. Модель циркуляции посетителей - необходимый элемент музейного проекта. Две основных системы движения посетителей в музее: свободная и контролируемая. Их задачи и особенности.

Основной маршрут, связанный с общей концепцией экспозиции. Организация маршрутов для разных категории посетителей музея . Варианты маршрутов. Возможность альтернативного движения.. Использование информационного центра для оказания помощи посетителю музея в составлении индивидуальной схемы движения. Особенности движения групп с экскурсоводами. Учет эффекта движения большой массы людей. Работа с большим количеством посетителей при организации временных выставок в музее. Координаторы движения в музеях. Учет общественной склонности и национальных различий при создании схем движения .

Правильная ориентация как способ снятия психологических проблем у посетителей музея и рационального использования времени посетителем музея. Выявление действенной системы ориентации посетителей для каждого музея. Комплексная система ориентации посетителей в музее. Умение предложить посетителям быстрый способ выбора ориентации в музее.Две категории , в которые укладываются методы ориентации: концептуальная и физическая.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ориентация или предварительное знание о пространстве, в котором будет передвигаться посетитель музея. Наличие отдельного зала, посвященного всей музейной экспозиции . Система группировки зал, близких по содержанию, в больших музеях. Использование путеводителей с указанием передвижения по залам или от одного сектора экспозиции к другому, следуя связывающей их концепции. Использование фильмов и индивидуальной аудиотехники посетителями.

ФИЗИЧЕСКАЯ ориентация.

Общие планы музеев, поэтажные указатели , информационные бюро, символы, специальный персонал и др . Учет опасности перегрузки системы ориентирующих указателей.

Использование территориальных знаков в качестве ориентиров в больших музеях .Роль неэкспозиционных помещений и коридоров, входов и выходов в управлении движением посетителей музеев. Места остановок или отдыха.


III .Собирательство в России

Основы собирательства в России, заложенные в петровскую эпоху. Научные собрания. Петербургская Кунсткамера.. Оружейная палата. Начало активного художественного собирательства в России во втором десятилетии XVIII века. Собирательская деятельность Петра I . Дворцовые галереи Петербурга и Петергофа первой половины XVIII века. Античная и итальянская скульптура в России. Деятельность европейских художников и мастеров в России. Частные собрания Петербурга в середине XVIII века. Судьба собрания И. И. Шувалова. Основание “Академии трех знатнейших искусств”(1757). Собирательство в царствование Екатерины II. Особенности создания Эрмитажной картинной галереи (1764). Формирование Эрмитажного собрания. Расцвет частного собирательства во второй половине XVIII века. Крупнейшие русские коллекционеры этого времени: М.П. и Д.М. Голицыны, И.И.Шувалов, А.С.Строганов, Н.П. Шереметев, Н.В.Юсупов и др. История формирования и дальнейшая судьба этих собраний. Каталоги строгановской галереи, изданные им самим.

Частные собрания западно-европейского искусства в XVIII-нач. XIXвв., их состав. Частные российские коллекции конца XVIII века, появившиеся в результате дара императрицы. Художественные коллекции России и их влияние на развитие русского искусства начала XIX века. Появление первых специализированных магазинов по торговле произведениями искусства в к. XVIII-нач. XIX века. Издание каталогов в России в к. XVIII-нач. XIX века.

Новый этап в истории русского собирательства (1-я треть XIX века). Рассеивание дворянских художественных собраний, созданных в XVIII столетии. Расширение социального состава российских коллекционеров и любителей искусства. Активизация художественной жизни в России. Появление нового типа русского коллекционера. Формирование русского художественного рынка, его зависимость от западно-европейского. Новые принципы формирования частных художественных собраний в Х1Х веке. Развитие торговли антиквариатом в Москве после войны 1812 года. Публичные выставки. Первые общедоступные музеи ( Картинная галерея при Голицинской больнице в Москве, 1810-1816). История собрания Н. А. Кушелева-Безбородко. История картинной галереи Ф.И. Прянишникова. Русская художественная критика. Особенности петербургского и московского собирательства. Московские частные собрания. Первые проекты создания публичного общедоступного музея в 1810-е годы. Проект создания музея скульптур при Московском университете -1830 год. Формирование собраний национального искусства. Потребность в учреждении публичного музея в середине XIX века в Москве.. Основание Александром II Московского публичного и Румянцевского музеев. Состав коллекций публичного музея Москвы. Судьба картинной галереи Румянцевского музея. Идея создания национального музея современного русского искусства. Основание П. М. Третьяковым в 1856 году картинной галереи, являющейся частным собранием. Собрание западной живописи XIX века С. М.Третьякова. История Третьяковской галереи как публичного музея. Открытие Русского музея в Санкт-Петербурге в 1898 году. Московские и петербургские собрания древнего русского и византийского искусства, созданные в XIX - нач. XX в. Частные коллекции западно-европейской живописи и скульптуры. Картинная галерея новой западной живописи XIX века Д. П. Боткина (50-80 гг. XIX в.), коллекция русской живописи и скульптуры К. Т. Солдатенкова в Москве. Собирательство западно-европейского современного искусства в Москве в к. XIX- нач. XX века. История художественных собраний Щукиных и Морозовых. Собрания других купеческих семей. Уход частных собраний из России в начале XX века. Национализация частных художественных собраний. Государственный музейный фонд. История создания и развития Музея изящных искусств в Москве ( Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина ). Основание Государственного Музея Нового Западного искусства в Москве в 1923 году.. Деятельность Антиквариата в конце 20-х -нач. 30-х годов XX века.. История художественных коллекций ведущих советских музеев. Советские и постсоветские частные собрания. Художественные галереи конца 80-х - 90- х годов XX века. Создание новых публичных художественных музеев в России.

Международный совет музеев ( ИКОМ) и его задачи. Национальные и местные музейные организации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История и проблемы собирательства

1. Бенуа А. Н. Юсуповская галерея. - Мир искусства. 1900. № 23-24.

2. Муратов П.П. Музей изящных искусств в Москве.- Аполлон. 1912. №9. С.43-49.

3. Столпянский П. Старый Петербург. Торговля художественными произведениями в XIII веке.- Старые годы.1913. Май, июнь,октябрь,ноябрь

4. Чаянов А. Московские собрания картин 100 лет назад. М., 1917.

5. Муратов П.П. Новое собирательство. - Среди коллекционеров.1921. №3. С.1-3.

6. Грабарь И.Э. Глаз.- Среди коллекционеров . 1921.№ 4. С.3-10.

7.Эфрос А. М. Петербургское и московское собирательство (параллели).- Среди коллекционеров. 1921.№ 4. С.13-20.

8. Фридлендер М. Подлинник и подделка. Берлин, 1929.

9. Шмит Ф. И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л., 1929.

10. Бенуа А. Искусство Франции эпохи революции и первой империи. М.-Л., 1940.

11. Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в ХIII- первой половине ХIX века.- Очерки истории музейного дела в России. М.,1961. Вып.III.

12. Гете И. Коллекционер и его близкие. Собр.соч. в 10т. М., 1980.т.10.

13. Брук Я.В. Из истории художественногособирательства в Петербурге и Москве в ХIX веке. - Третьяковская галерея. Очерки истории. 1856 -1917. Л.,1981.

14.Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории (1856-1917). Л., 1981.

15. Музей 3. 70 лет Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. 1982.

16. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа ( 1764- 1917). Л., 1985.

17. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

18. Демская А., Семенова Н. У Щукина, на Знаменке...М., 1993.

19.Надежда Полунина, Александр Фролов. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997.

20. Haskell F. Patrons and Painters . A study in the relations between Italian art and society in the age of the Baroque. N.Y., 1963.

21. Holst N. Creators, collectors and connoisseurs. The Anatomy of Artistic Taste from Antiquity to the Present Day. L., 1967.

22. Schlosser J. Kunst-und Wunderkammer der Spatrenaissance. 1978.

23. Haskell F. Rediscoveries in art: Some aspects of teste, fashion and collecting in Ingland and France. Ithaca., 1978.

24. Haskell F., Penny N. Taste and the Antique.Yale University, 1982.

25. Haskell F. Past and Present in Art and Teste. L., 1987.


Художественные музеи

26. Михайловский А.И. Из опыта архитектурно - художественного решения музейных экспозиций./Музейная эстетика и архитектура музеев. М., 1972.С.7-31.

27. Музей и посетитель./ Труды. Научно-исследовательский институт культуры. М., 1975. №.33.

28. Искуство музейной экспозиции./ Труды. Научно-исследовательский институт культуры. М., 1977. №.45.

29. Кликс Р. Художественное проектирование экспозиций. М., 1979.

30. Сухов В.В. Зритель и музей./ Вопросы комплексного исследования художественных музеев. Сб. научных трудов.Государственный Русский музей. Л., 1986. С.40-47.

31.Эфрос А. М. Экспозиция. - Музей 7. М., 1987. С.240-248.

32. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века. М., 1990.

33. Серия изданий “Города и музеи мира “.

34. Вazin G. The Museum Age. Brussels.

35. Gjuld C. Trophy of Conquest. The Musee Napoleon and The Creation of Louvre. L., 1965.

36. Gould C. Failure and Success. 150 years of the National Gallery. 1824-1974. L., 1974.

37. Hadson K. A Social History of Museums. What the Visitors Thought. L., 1974.

38. Binni L. e Pinna G. Museo Storia e funzioni di una macchina cultural del`1500 a oggi. Milano, 1980.

39. I luoghi del museo. Tipo e forma tradizione e innovazione. Roma, 1985.

40. The Origins of Museums. The cabinets of Curiosities in 16th-17th century Europe. Oxford., 1985.

41. Thomson G. The Museum Environment .L., 1986.

42. Coolidgt John. Patrons and Architects: Designing Art Museums in the Twentieth Century . 1989.